Уже совсем скоро наступит зима... Правда, не верится, глядя, на серость и слякоть вокруг, что будет снег и Новый год, и подарки. Но ведь будет! И уже совсем скоро
А пока мой любимый Сергей Есенин в настроение вечера:
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.
Сегодня, то есть уже вчера была годовщина со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. 194 года - почтенный возраст ) С именем Лермонтова у меня связаны дорогие воспоминания. Мое увлечение поэтом и его творчеством было в юношеские годы очень сильным. Я даже стихи Михаилу Юрьевичу писала ) Под впечатлением от творчества читала литературоведческие статьи, ходила в музей, полюбила Врубеля, потому что он как никто другой оказался близок к любимым образам Лермонтова... Я писала несколько работ о писателе по предметам, которые, казалось бы, никак не были связаны с поэзией )) К примеру, составила на зачет библиографический указатель книг с работами писателя и книг о нем... Получила, конечно же, отлично и указатель забрали на выставку ) В общем, имя Лермонтова для меня не просто имя поэта из школьной программы, это имя автора, которого я любила и люблю )
У Михаила Юрьевича много хороших стихов, но почти все они тяжелые и грустные. Они тревожат мысли и чувства, и хочется захлопнуть книгу, потому что неприятны образы на ее страницах, а иногда напротив, эти образы манят и притягивают.
Есть два стихотворения, которые запали в память. "Морская царевна" и "Тамара". Первое - тот случай, когда хочется захлопнуть книгу, а второе - найти ее продолжение.
В море царевич купает коня; Слышит: "Царевич! взгляни на меня!" Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет и плещет и дале плывет. Слышит царевич: "Я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?" Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды. Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава. Синие очи любовью горят; Брызги на шее, как жемчуг, дрожат. Мыслит царевич: "Добро же! постой!" За косу ловко схватил он рукой. Держит, рука боевая сильна: Плачет и молит и бьется она. К берегу витязь отважно плывет; Выплыл; товарищей громко зовет: "Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя... Что ж вы стоите смущенной толпой? Али красы не видали такой?" Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд. Видит, лежит на песке золотом. Чудо морское с зеленым хвостом; Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит; Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла. Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек... Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!
Тамара
В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла.
И там сквозь туман полуночи Блистал огонек золотой, Кидался он путнику в очи, Манил он на отдых ночной.
И слышался голос Тамары: Он весь был желанье и страсть, В нем были всесильные чары, Была непонятная власть.
На голос невидимой пери Шел воин, купец и пастух; Пред ним отворялися двери, Встречал его мрачный евнух.
На мягкой пуховой постели, В парчу и жемчуг убрана, Ждала она гостя... Шипели Пред нею два кубка вина.
Сплетались горячие руки, Уста прилипали к устам, И странные, дикие звуки Всю ночь раздавалися там:
Как будто в ту башню пустую Сто юношей пылких и жен Сошлися на свадьбу ночную, На тризну больших похорон.
Но только что утра сиянье Кидало свой луч по горам, Мгновенно и мрак и молчанье Опять воцарялися там.
Лишь Терек в теснине Дарьяла, Гремя, нарушал тишину, Волна на волну набегала, Волна погоняла волну.
И с плачем безгласное тело Спешили они унести; В окне тогда что-то белело, Звучало оттуда: прости.
И было так нежно прощанье, Так сладко тот голос звучал, Как будто восторги свиданья И ласки любви обещал.
Если бы я была мужчиной, расставшимся с любимой женщиной и женившимся на нелюбимой, но вспоминающим и любящим, ту, которую оставил, то я непременно писала бы такие стихи.
Хочу увидеть млечный путь И серебро луны, как ртуть, Увидеть день, закат и ночь, Глаза ребенка... Свою дочь. Хочу оставить след в песке, Зарубку или щель в доске, Увидеть, как идет рассвет, Надвинув на глаза берет Из дымки розовой и мглы, Не чуять боль и хлад иглы. Но сердце к сердцу через край... Ты выбирай - не выбирай, Коль жизнь дана - в нее играй.
Нашла вот... свое старое. Совсем забыла про него, забыла настолько, что читала, пытаясь вспомнить те чувства. В финале вспомнила; защемило. Да, кривое... Но я не хочу про технику, я хочу про чувства.
У рук ее затих февральский вечер, Уснула ночь морозная в ладонях. Рассветный серый сумрак лег на плечи, И скоро часовая стрелка день догонит.
Она прошепчет едва слышно: сорок восемь. И зачеркнет в блокноте: "два" "четыре". И замолчать советчиков попросит, Оставив только тишину в квартире.
Лишь чайник засвистит и вновь умолкнет. И снова выльет чай, помоет кружку. Заплачет, зарыдает и застонет, Обняв промокшую бессонную подушку.
Растрепанные косы расплетет, И гладко щеткой по бокам причешет. К замерзшему окну горячий лоб прижмет. Подумает... И волосы обрежет.
Поставит чайник, сядет снова ждать, Считая звезды и минуты. Откроет книгу - нету сил читать. И сядет вдруг писать письмо кому-то.
Напишет "Здравствуйте", и рука замрет На имени до слез любимом. Поставит точку и листок порвет. Сожжет над свечкой ночью длинной.
Остынет чай, лимон на блюдечке засохнет. Она, почти уснув, забудется на миг. Но дверь в прихожей наконец-то хлопнет, Ей боль и горестную радость подарив.
...Войдет и сядет, опустив лицо, Руками сжав виски до белой кожи. И рядом с чашкой обручальное кольцо, Не глядя ей в глаза, положит.
Она поставит чайник на плиту, Другой лимон неровными кусками... "Я не хотел, но полюбил не ту, И от меня несет ее духами!
Прости, прости! Я не люблю тебя... - А чайник так свистит, закладывает уши. - Ну, не люби, не жди меня!" "Молчи... Давай позавтракаем лучше".
Подбираю материал для диплома. И на очередной запрос Яндекс выдает... стихи педагога-ученого, чьи труды мне нужны для дипломного проекта. Интересно было почитать. Жил человек, работал, оставил обществу после себя книги, учебники, пособия... А стихи - только близким и друзьям. И вот в сети кто-то выложил. Как оказалось, проучился педагог будущий в литинституте пару месяцев, но покинул его в связи с какой-то историей про однокурсника, которого отчислили за слишком вольные стихи (наверное, политические мотивы, это ж 50-60 гг.) А стихи интересные. Лирика. Вот.
Олег Владимирович Лармин (1926‑1995)
* * * Пускай свободно и раскованно судьбы свивается кольцо. Не прячься от меня зарёванным и зацелованным лицом. Не отводи глаза молящие! Не расплетай горячих рук! Не ускользай пугливой ящеркой! Не исчезай снежинкой тающей! Мы – искры, над костром взмывающие, две паутинки на ветру...
Что-то я устала сегодня... Посмотрели полнометражный фильм про Есенина (2004 г.) Дааа, это не сериал. На сериале крутились такие бабки, а фильм, что фильм? Работа энтузиастов, на гроши и за гроши. Жаль, что фильму 3 года, а качество пленки такое, словно ему не меньше 10. Грустно... Да, я неравнодушна к теме судьбы Есенина. Это одно из моих сильных увлечений. Есенин - один из любимейших поэтов. Я знаю много его стихов наизусть, больше, чем других поэтов. Иногда я читаю его стихи перед сном, просто для того, чтобы поднять настроение или успокоиться. Слова, как пух ложаться на раздраженные нервы и раздерганные чувства...
***
Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук. Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи — К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.
Знакомство с группой Кукрыниксыу меня началось с песни "Есенин", которая мне сперва категорически не понравилась... Но после второго прослушивания я в нее влюбилась. Есть в ней что-то такое глубоко есенинское. Простим авторам некоторую вольность в обращении с материалом. Сердечное спасибо им за саму песню.
Кстати, решила найти в сети текст стихотворения дабы узнать, что же там за слово такое, которое даже музыканты, красиво обыграв, не сказали. Только в двух вариатных из 10 или 13 найденных мною перепечаток текста сохранено слово "хер", в остальных оно запикано. Собственно, стихотворение. Сильное очень... Я давно размышляю над тем, кому "посвятил" его поэт. Какая реальная женщина стала прототипом героини стихотворения? Или это собирательный образ?
текст**** Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои в полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума.
Пой, мой друг. Навевай мне снова Нашу прежнюю буйную рань. Пусть целует она другова, Молодая, красивая дрянь.
Ах, постой. Я ее не ругаю. Ах, постой. Я ее не кляну. Дай тебе про себя я сыграю Под басовую эту струну.
Льется дней моих розовый купол. В сердце снов золотых сума. Много девушек я перещупал, Много женщин в углах прижимал.
Да! есть горькая правда земли, Подсмотрел я ребяческим оком: Лижут в очередь кобели Истекающую суку соком.
Так чего ж мне ее ревновать. Так чего ж мне болеть такому. Наша жизнь — простыня да кровать. Наша жизнь — поцелуй да в омут.
Пой же, пой! В роковом размахе Этих рук роковая беда. Только знаешь, пошли их на хер... Не умру я, мой друг, никогда.
Конечно, каждый сможет найти в своей жизни событие, которое будет соответствововать этой строчке... Но я его сразу вспомнила (да и не одно). Так бывает всегда, когда я влюбляюсь. А Он... А у него совсем другая судьба.
В свое время я зачитывалась Ахматовой, потому что у нее так много строчек, которые описывают меня и Его.